Оружейный портал Gunscity.ru
Оружейный портал Gunscity.ru
Оружейный портал Gunscity.ru
www.GUNSCITY.ru » Разное » Из истории ГИБДД.
Информация к новости
  • Просмотров: 8590
  • Автор: adminguns
  • Дата: 20 мая 2013
20 мая 2013

Из истории ГИБДД.

Категория: Разное

Официальной датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 г. Именно в этот день Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.
Решение СНК СССР о создании ГАИ явилось следствием накопления богатого опыта предыдущих поколений. Известно, что Петр I в 1719 г. учредил полицейские органы и возложил на них обязанности по надзору за соблюдением правил движения в городе Санкт-Петербурге. По указу юлия Цезаря более 2000 лет назад вольноотпущенники из Рима пытались навести порядок на перекрестках «вечного города».
Из истории ГИБДД.

В 1809 г. была организована транспортная полиция в составе 10 окружных команд. В их задачи входили функции по обеспечению безопасности транспортировки и сопровождению грузов, предотвращению хищений на водных и земных пространствах; наблюдению за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта. В городах транспортная полиция занималась наблюдением за порядком среди пешеходов.

Понятно, что обязанности царской полиции по контролю за движением транспорта были приемлемы, главным образом, к уездным (областным) городам. Автомобили в то время были редким явлением и состояли под ведомством полицейских и военных чинов.
Из истории ГИБДД.

Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов открылся 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г. в Петрограде и принял Декрет об образовании первого советского правительства – Совета Народных Комиссаров (СНК).

Жить в условиях безвластия было невозможно, и поэтому на третий день своего существования – 28 октября (10 ноября) – СНК издал Постановление о рабочей милиции. Полиция была преобразована в милицию, и по многим позициям ее функции, в том числе касающиеся контроля за движением гужевого и автомобильного транспорта, существенно не изменились.
Из истории ГИБДД.

Но так как полицию сразу незамедлительно и повсеместно ликвидировать не удалось, как и не представлялось возможным организовать милицию, то их функции были возложены на того, кто считался «другом общественного порядка». С июля 1918 г. исполнителем становится дружинник революционной охраны, о чем подробно было расписано в Инструкции о несении патрульнопостовой службы, подписанной М.С. Урицким.

В директиве дружиннику революционной охраны при несении патрульнопостовой службы дословно предписывалось следующее: «Дружинник должен охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и проч.».
Из истории ГИБДД.

Спустя почти год, 12 октября 1918 г., в постановлении Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации Советской рабоче-крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах.

Так, в п. 23 Инструкции милиционерам рабоче-крестьянской милиции, изданной в декабре 1918 г., предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение», для чего он обязан:
1) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;
2) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями… и другие категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;
3) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами; разносчикам и торговцам не загораживать своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;
4) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;
5) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд... и т. д. (всего 16 функциональных обязанностей обеспечения безопасности движения).
Из истории ГИБДД.

Дефицит магистральных дорог и минимальная численность автомобилей создавали предпосылки к тому, что транспорт сосредоточивался главным образом в крупных городах. Примечательно, что сто лет назад, как и сегодня, Москва являлась лидером во многих начинаниях: в тот период времени в ней сосредоточилось основное количество транспорта. Именно поэтому 10 июня 1920 г. СНК принял Декрет об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила). В них была сделана первая попытка определить круг лиц, ответственных за нарушение правил автодвижения, а также возложить надзор за их обязательным выполнением. Этот документ был прообразом сегодняшних Правил дорожного движения и своеобразным образцом для подражания. В различное время подобные Правила в лучшей или худшей их модификации были приняты во всех регионах страны.

Важной особенностью являлось то, что повсеместно контроль за исполнением Правил возлагался на милиционеров патрульно-постовой службы, а также на работников транспортных инспекций, образованных в структурах местных Советов рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов.
Из истории ГИБДД.

Примечательно, что правила, которые должны были выполнять участники движения, и в первую очередь водители автомобильного и гужевого транспорта, устанавливали местные власти. Они, как сегодня модно говорить, с учетом местных особенностей устанавливали свои правила и порядки, а их выполнение контролировали работники милиции.

В это время на улицах Москвы появились первые регулировщики. Они были экипированы свистками.

Между тем, количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, а с середины двадцатых годов стартовала автомобилизация страны. Назревала необходимость учреждения в милицииспециализированной службы по регулированию дорожного движения.

С 1921 по 1928 г. Центральному управлению шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) поручена обязанность обеспечения безопасности автодорожного движения, контроль за техническим состоянием автомобилей, их эксплуатация и подготовка водителей. В 1932 г. в штат ЦУДОРТРАНСа вводят должность межрайонного автоинспектора для учета автотранспорта, наблюдения за техническим состоянием и использованием машин.
Из истории ГИБДД.

Переход страны на рельсы интенсивного развития потребовал укрепления порядка в различных сферах хозяйственной жизни, в том числе и в деятельности милиции. Ее роль и значение существенно возросли, в том числе и в сфере организации уличного движения. Регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров.

Для этого специальным приказом по милиции Республики от 29 ноября 1922 г. No 546 на вооружение сотрудников патрульно-постовой службы вводится жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он помещался на ремне у постового спереди с левой стороны, в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный реквизит, отличающий сотрудника милиции – регулировщика уличного движения – от других его коллег.
Из истории ГИБДД.

В случае необходимости задержания транспортных средств милиционер останавливал их поднятием жезла. При остановке одного движущегося экипажа все идущие сзади также тормозили общее направление, не заезжая вперед. Отсутствие поднятого жезла давало право свободного проезда при условии соблюдения правил уличного движения.

Это только на первый взгляд кажется, что работать жезлом легко и просто. На самом деле, в руках хорошего регулировщика он значит не меньше, чем дирижерская палочка у маэстро перед великим оркестром. За его движениями наблюдает много внимательных глаз, и не только водителей. На красивую работу регулировщиков, на изысканность их движений и своеобразный шик в обращении с жезлом приходили смотреть гости и жители столицы. Многие из них считали, что артистизм регулировщика по красоте сравним с ритуалом смены часовых – ранее у Мавзолея, а теперь у могилы Неизвестного солдата.
Из истории ГИБДД.

ОРУД – первая веха

30 декабря 1925 г. Моссоветом создается Отдел регулирования уличным движением (ОРУД).
Рост дорожно-транспортных происшествий вызвал абсолютную необходимость создания в милиции специализированной службы по регулированию дорожного движения. В 1925 г. в Москве для ликвидации хаотичности движения на площадях и в других перегруженных различных транспортом местах были выделены «самокатчики» – 50 милиционеров на велосипедах. Затем это нововведение применялось в Ленинграде, Киеве и других крупных городах.

29 ноября 1925 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление о признании имеющей силу для Союза ССР Международной конвенции относительно передвижения автомобилей (заключена в 1909 г.). Это стало первой весомой вехой приобщения нашей страны к правилам и нормам, установленным в мировом сообществе по вопросам эксплуатации автотранспорта и безопасности дорожного движения.
Из истории ГИБДД.

При управлении Рабочекрестьянской милиции г. Москвы в мае 1931 г. образован полноценный Отряд регулирования уличного движения (ОРУД). При ОРУДе была образована инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом. В этом же году были узаконены подразделения милиции по регулированию уличного движения в крупных городах страны, которые издавались за счет исполкомов.

20 марта 1932 г. принято Постановление СНК РСФСР о централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах Рабоче-крестьянской милиции. С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. Одновременно это создало предпосылки к обоснованной аргументации по созданию ГАИ на последующем ветке хода истории.

Развитие Советского государства, прошедшие этапы реформирования в энергетике, промышленности и сельском хозяйстве способствовали росту городского населения, развитию автомобильного и общественного транспорта.

В этой связи постановлением от 5 ноября 1934 г. СНК СССР признал необходимым организовать при ЦУДОРТ- РАНСе Государственную автомобильную инспекцию. Она имела свои органы в союзных, автономных республиках, краях и областях, а также в районах со значительным количеством автотранспорта. 3 июля 1936 г. СНК СССР своим решением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Как уже отмечалось ранее, именно 3 июля 1936 г. принято считать днем рождения Госавтоинспекции.
Из истории ГИБДД.

ГАИ – это слово знают все

С принятием упомянутого нормативного акта появилась организационно-правовая основа деятельности ГАИ, определилась ее ниша в общегосударственной системе обеспечения безопасности дорожного движения. Были сформированы предпосылки для деятельности ГАИ в ее современном виде. Основное внимание уделялось контролю за качеством специализированного обучения водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных систематических технических осмотров транспортных средств. Появление правовых постулатов в работе ГАИ поставило на повестку дня вопрос о необходимости введения единых правил дорожного движения. В этой связи НКВД СССР утвердил Типовые правила движения по улицам и дорогам. Они являлись базой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.
Из истории ГИБДД.

К 1941 г. автомобильный парк страны возрос и составлял 806,9 тыс. автомобилей. Проблема безопасности дорожного движения становилась все актуальнее, но решить ее не довелось. Началась Великая Отечественная война.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ о введении военного положения в стране. Оно было установлено в семи союзных республиках, шестнадцати областях, в Крымской АССР и в двух городах – Москве и Ленинграде.

20 июля 1941 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР. Это позволило в одном органе сконцентрировать все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью, укрепить охрану общественной и государственной безопасности в стране. Обязанности милиции значительно расширились. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на проведение мобилизации автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной армии. Инспектора ГАИ осматривали и испытывали техническое состояние автомобилей, подлежащих направлению на фронт. Уже к 1 октября 1941 г. в Красную армию направляется 40% численности автомобилей народного хозяйства.
Из истории ГИБДД.

Пять тяжелых военных лет – это одна из насыщенных страниц плодотворной деятельности ГАИ. Весь труд этой структуры и ее сотрудников был направлен на реализацию девиза, которым в то время жила вся страна: «Все для фронта, все для победы».

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Немногочисленный состав ГАИ и ОРУДов не мог результативно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне Правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее соработы службы новых техностава и внедрению в практику логий научных достижений.

В 1954 г. в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР образован отдел безопасности движения. Позже на базе этого подразделения будет создан Научный центр безопасности дорожного движения.

Вся история ГАИ послевоенного и последующего советского периода подтверждает ее тесную связь с историей страны. Сотрудники структуры обеспечивали подъем целины, вносили свой значимый вклад в освоение Севера и строительство новых объектов. Этот период характеризуется плодотворным сотрудничеством ГАИ с населением, профессиональным ростом института дружинников. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника и специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы. Особое внимание уделяется ГАИ работе с детьми и подростками. Введение института юных инспекторов движения, пионерских слетов, Всесоюзной детской игры «Зарница» и других предпринятых мер положительно влияют на обеспечение безопасности на транспорте, позволяют существенно повысить грамотность и культуру населения применительно к правилам дорожного движения.
Из истории ГИБДД.

Развал СССР на какое-то время парализовал позитивное развитие ГАИ. Именно на 1992 г. пришелся пик количества зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали видоизменений в деятельности ГАИ, приспособлений ее функций и задач к новым политическим и экономическим условиям. В этой связи постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. No 354 было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.

Развитие демократизации и открытости во всех сферах деятельности способствовало принятию 10 декабря 1995 г. Федерального закона No 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Принятие законодательного акта по безопасности дорожного движения позволило поднять проблему аварийности на дорогах на качественно новый уровень. Эта, а также ряд других мер создали условия для развития ГАИ, для ее конструктивного участия в решении сложных задач по безопасности дорожного движения на современном этапе.

http://www.transafety.ru/issue/2006-3/articals/86.html

Облако тегов

Архив новостей

Ноябрь 2017 (1)
Сентябрь 2017 (1)
Август 2017 (1)
Март 2017 (1)
Февраль 2017 (3)
Январь 2017 (6)